Тысячелетие Казани хотели отметить взрывом КамАЗа
4 июля 2006 года
На скамье подсудимых оказались Ильшат Шагалиев, Рустам Шайдуллин, Фанис Файрузов, Гадель Сугаюнов и Марат Загретдинов, которым от 19 до 20 лет. Подсудимые, одетые в спортивные костюмы, грустно слушали обвинительное заключение, оглашаемое прокурором. Согласно ему, всем пятерым инкриминировалось "участие в незаконном вооруженном формировании", "приготовление к терроризму", "участие в деятельности религиозного объединения экстремистской деятельности", "незаконное приобретение, хранение, перевозка оружия и взрывных устройств". По версии следствия, татарское подразделение "Исламского джамаата" было организовано в республике в 2001 году неким Гумеровым по приказу Хаттаба. Основной его целью было создание в Поволжье исламского государства. Кроме этого в задачу членов джамаата входила дестабилизация обстановки в Татарии в преддверии празднования тысячелетия Казани. Например, согласно обвинению, они намеревались взорвать набережночелнинский завод КамАЗ, предприятие "Нижнекамскнефтехим" и водозабор на Казанском вертолетном заводе. Правоохранительные органы вышли на след подпольной организации, расследуя девять убийств, совершенных летом 2004 года в Боровецком лесу рядом с Набережными Челнами. В октябре того же года по подозрению в совершении этих преступлений был задержан местный житель. Он заявил, что наказывал свои жертвы за "несоблюдение канонов Корана". Было установлено, что он принадлежит к террористическому джамаату. После этого были задержаны 23 члена ячейки, в том числе ее лидеры. В ходе обысков у них был изъят внушительный арсенал. Дела некоторых из них были выделены в отдельное производство.
Согласно обвинительному заключению, в задачу подсудимых в основном входили пропаганда идей ваххабизма и вербовка в организацию новых членов. Они периодически организовывали сбор членов джамаата то на конспиративных квартирах, то где-нибудь в лесопосадках. Новоиспеченные члены ячейки затем проходили курсы моджахедов в Таджикистане. Кроме этого некоторые из подсудимых, в частности Шайдуллин, охраняли организованный лидерами татарского подразделения военно-полевой лагерь в гористой части Белорецкого района Башкирии. Там были несколько блиндажей, а также тайники с оружием и с большими запасами провизии и медикаментов. Согласно обвинительному заключению, подсудимые принимали участие и в подготовке вышеуказанных терактов, перевозя взрывчатку. Однако "их преступный замысел (теракты.– Ъ) не был осуществлен ввиду начавшихся арестов", отмечено в заключении.
Судья Ильфир Салихов поинтересовался у подсудимых, признают ли они свою вину. Большинство из них ответили отрицательно, и лишь некоторые признались в незаконном хранении оружия.
Как сообщил вчера Ъ адвокат одного из подсудимых, все статьи, за исключением "оружия", инкриминируются им безосновательно. По его словам, в джамаате они просто были "мальчиками на побегушках" и лишь несколько раз пробовали стрелять из охотничьего ружья "Сайга", которое считали законно оформленным.
Андрей СМИРНОВ, "Ъ - Волга-Урал"